25000+ бесплатных развивающих карточек на 70+ языках

Когда и как показывать карточки Домана

Начинать заниматься по данной методике стоит как можно раньше. Чем раньше вы начнете показывать ребенку серию энциклопедических карточек (с картинками), тем больше будет шансов на то, что он не потеряет к ним интерес со временем. По опыту некоторых родителей, которые начинали демонстрировать малышу картинки после 1,5 лет, дети не проявляют к ним большого интереса, в результате чего, эффект от данной методики значительно уменьшается. Если же начать использовать карточки Домана для самых маленьких с 2-3 месяцев, то эффект будет абсолютно противоположным. Интерес к обучению сохранится надолго.

Если же вас интересует, с какого возраста стоит использовать карточки, на которых написаны слова или же нарисованы точки, позволяющие научить ребенка считать и читать, то, по мнению профессионалов, лучше начинать показывать их детям с 1 года.

Механизм показа карточек

Начинать занятие нужно энергично и радостно. Например, скажите, что хотите сегодня показать геометрические фигуры и сразу же начинайте показывать  изображения. При этом учтите, что карточки должны располагаться приблизительно на расстоянии вытянутой руки.

Картинки стоит показывать быстро. Однако если это ваше первое занятие, то все-таки стоит немного сбавить темп, чтобы дать малышу рассмотреть изображение. Показывая карточки «Геометрические фигуры», называйте то, что изображено на них и указывайте категорию. Например, говорите: «Это геометрическая фигура. Круг». После того, как ребенок привыкнет к карточкам из категории «Геометрические фигуры для детей», ее можно будет не называть. Достаточно просто озвучивать то, что на них изображено. Однако вводя новые изображения, не забывайте снова называть категорию. Это нужно делать даже в том случае, если вы решили пополнить одну из уже изученных категорий.

Именно скорость показа является самым главным параметром данной методики, предназначенной для развития детей до года. При быстром показе карточек у ребенка активируется правое полушарие, что способствует развитию образного мышления, фотографической памяти и скорости мозговой реакции.

Заканчивать показ карточек Домана «Мебель» или карточек из других категорий, которые можно купить или же распечатать самостоятельно, стоит сразу после того, как вы чувствуете, что малыш потерял к ним интерес, стал отвлекаться или же капризничать.

Через некоторое время вы поймете, сколько именно карточек успевает изучить ребенок, до того как он начинает отвлекаться. Таким образом, вы сможете найти наиболее подходящий момент для завершения занятия.

Начало занятий и введение новых карточек

Для того чтобы начать заниматься по данной методике, вам необходимо выбрать 5 категорий, в которых будет находиться по 5 картинок. При этом не стоит брать те картинки или же категории, которые малыш  уже знает. Лучше выбрать то, с чем он еще не знаком. Например, карточки Домана «Овощи», «Животные», «Фрукты», «Игрушки» и «Продукты питания».

Обучающие карточки по методике Г. Домана «Дикие животные», также как и картинки из других категорий, нужно показывать как минимум 3 раза в день. Можно и больше, главное, чтобы ребенок не уставал от такого количества занятий.

Если вы считаете, что ваш малыш довольно легко усваивает такое количество информации, то можете начать вводить новые категории. При этом постарайтесь достигнуть при показе наиболее оптимальной скорости – 1 картинка за 2 секунды. При этом 1 секунда должна идти на показ изображения и еще одна на озвучивание.

Добавляя новые категории, стоит учитывать, что их должно быть не больше 10 штук. Как только вы достигнете данного значения, и при этом все картинки будете показывать в скоростном режиме (2 сек. на карточку), можете начинать менять старые изображения на новые. Когда вы замените изображения во всех категориях, можете задуматься о том, чтобы сменить сами категории.

В среднем, занимаясь с ребенком по методике Домана, одну карточку нужно демонстрировать не более 30 раз. То есть, если вы будете показывать картинки 5 раз в день, то их жизненный цикл составит не более 6 дней. Если вы увидите, что ваш малыш легко усваивает информацию и найдете время и силы на подготовку новых карточек, то можете обновить их и раньше, например, через 3-4 дня.

Основные принципы и правила обучения

Воспитывать особенного ребенка, эффективно обучать его непросто. Родителям пригодятся следующие советы по организации занятий:

  1. Не ждите, что время расставит все на свои места. При обнаружении первых признаков нарушений умственного, интеллектуального развития у новорожденных начинайте решать проблему. Чем раньше ввести в ежедневное расписание малыша развивающие занятия, тем выше будет результат.
  2. Занимайтесь систематически, регулярно. Не бросайте использование метода Домана при первых разочарованиях.
  3. Продолжайте урок, пока кроха хочет заниматься. Проявление негативизма — сигнал к перерыву.
  4. Доверяйте своему ребенку. Уважайте его интересы, желания. Не стоит действовать методом тирании, заставлять заниматься силой. Действуйте хитростью, мягко.
  5. Верьте в успех.
  6. Радуйтесь проявлению инициативы. Хвалите кроху, даже за мелкие достижения.
  7. Создавайте подходящую обстановку для обучения особенного ребенка.
  8. Готовьтесь к урокам заранее. Не начинайте скачивание, распечатку карточек и таблиц в спешке. Продумайте расписание занятий на несколько недель вперед.
  9. Не зацикливайтесь на уже пройденном материале. Чаще предлагайте новую информацию. О пройденном говорите кратко.

Интеллектуальные занятия с рождения

Как известно, ребенок начинает воспринимать окружающий мир с помощью органов зрения и слуха. Именно на основе данного факта и была разработана методика Гленна Домана для раннего развития.

Развивать интеллектуальные способности малыша можно не только с помощью энциклопедических карточек, призванных познакомить ребенка с окружающим его миром, но и с помощью обучающих карточек для чтения и счета. Например, карточки для обучения чтению могут представлять собой картинку с напечатанным на ней словом. Само слово должно быть написано достаточно крупным шрифтом. При этом желательно, чтобы это был черный текст на белом фоне.

Используя карточки Домана на английском языке также можно начать обучать своего малыша иностранному языку. При этом, если вы учите ребенка читать по этой же методике, то напечатанные под картинкой слова должны быть другого цвета. Так, если для обучения чтению на русском вы используете черный цвет для слов, то для английского языка должны быть красные слова и белый фон.

Таким образом, при правильном подходе к использованию карточек, вы сможете обучить своего ребенка чему угодно, например, познакомить его с шедеврами изобразительного искусства, флагами различных стран, городами, породами собак и т.д.

Обучение чтению по Доману

По методу Гленна Домана ребенок до 5 лет может научиться читать, считать, выучить английский язык, а также получить энциклопедические знания в самых разных сферах.

Обучение чтению с помощью карточек, больше известное как глобальное чтение, проходит без использования азбуки в виде игры, в результате чего ребенок намного быстрее и с большим удовольствием учится читать. Считается, что начинать учить ребенка чтению можно с 6 месяцев, когда он может видеть слово целиком. Это связано с тем, что дети с самого рождения слышат слова и воспринимают их как единое целое, а не набор слогов или букв.

Процесс обучения чтению по данной методике можно разделить на несколько этапов:

  • Изучение слов;
  • Словосочетаний;
  • Чтение простых предложений;
  • Изучение предложений, наиболее часто встречающихся в жизни ребенка;
  • Чтение книг и другой литературы.

Для начала вам понадобятся белые карточки, на которых крупными буквами будут напечатаны слова. Лучше выбирать те слова, которые уже известны малышу. Например, мама, папа, каша и т.д. Если вы учите ребенка иностранному языку, то карточки Домана на английском должны содержать наиболее простые слова, которые также можно дополнить картинкой.

В первый день необходимо будет 3 раза показать набор из 5 карточек. На следующий день добавить еще 5. Когда количество карточек для одного занятия достигнет 25, можно начинать менять уже изученные слова на новые. Делать это нужно постепенно, так же как и при изучении энциклопедических карточек.

После того, как вы решите, что сформировали у ребенка неплохой словарный запас, можете переходить ко второму этапу.

Лучше всего начинать изучать те словосочетания, которые дополнены теми или иными цветами, например, «белая кошка» или «красный мяч»

При этом важно, чтобы ребенок понимал о чем именно вы говорите

После изучения карточек с цветами начинайте использовать в словосочетаниях такие понятия, как большой/маленький, низкий/высокий, толстый/худой

Дальше можно будет уделить внимание таким понятиям как: «круглый», «квадратный», «далеко», «близко», «сидит», «стоит» и т.д. Сколько времени уйдет у вас на данный этап, будет зависеть только от того, скольким именно понятиям вы захотите обучить малыша

Следующий этап – предложения. Их стоит составлять из тех слов, которые уже известны ребенку. Для начала вам понадобится 5 предложений. Через 5 дней учебы по данной методике замените 2 предложения на новые. При этом данные карточки должны быть черно-белые с размером букв не более 2,5 см. Желательно, чтобы составленные вами предложения были распространенными и часто встречались в обычной жизни.

После того, как вы пройдете все предыдущие этапы можно переходить к самостоятельному чтению книг. Однако не стоит сразу брать большие и длинные сказки. Лучшим вариантом будут детские книги, состоящие не более чем из 100 слов. При этом на каждой странице должна быть расположена картинка и 1 предложение.

Немного об авторе

Глен Доман — врач-нейрофизиолог, родился в 1920 году в Филадельфии, США. Стал известен миру разработкой методики раннего развития детей. Но начинал свой путь Доман с изучения детского мозга в Университете Пенсильвании. Там получил ученую степень по физиотерапии и предполагал продолжать научную деятельность, но помешала Вторая мировая война. Молодой перспективный врач Глен Доман ушел добровольцем в пехотные войска США, решив возобновить изыскания в нейрофизиологии после окончания войны.

Возвращение к медицинской практике Глен Доман начал с разработки курса реабилитации детей с повреждениями головного мозга, ЦНС — с ДЦП, синдромом Дауна, аутичным поведением. И заметил, что между уровнем физического и интеллектуального развития прямая взаимосвязь. Больным детям предлагались следующие задания: взмахи руками, ногами, ползание.

Вслед за активацией работы мышц происходил прогресс в работе мозга. Таким образом, устранялась первопричина детских дефектов, а не ее следствие.

Далее для малышей с особенностями развития разрабатывалась программа по стимуляции зрительной, слуховой, тактильной активности. Уроки распределялись в течение суток, были очень насыщенными и продолжительными. Курс реабилитации длился много месяцев. В результате большинство больных детей показывали хорошие результаты в умственной и физической сфере развития.

В 1955 году вместе с коллегами-нейрофизиологами основал Институт развития человеческого потенциала. Базой исследований стала новейшая для своего времени методика Домана. В 1960 году была написана статья о результатах работы группы нейрофизиологов по реабилитации детей с параличами, отставанием в психическом и интеллектуальном развитии по авторской методике, а также в целом о деятельности института. Результаты поразили общественность.

Через несколько лет Доман решил апробировать свои педагогические и медицинские разработки на здоровых детях. Малыши занимались по той же реабилитационной программе и показали следующие результаты:

  • Читали в раннем дошкольном возрасте.
  • Считали до сотен и тысяч.
  • Были очень эрудированными, обладали обширными знаниями по географии, биологии, математике, зоологии.
  • Эффективно повышали уровень физического развития.

После публикации описания авторской методики в научных журналах, выпуска книг Глена Домана, методикой раннего развития заинтересовались не только педагоги, врачи, но и родители.

Самыми популярными в России и США стали следующие дидактические технологии:

  1. Как научить ребенка читать.
  2. Как научить дошкольника считать.
  3. Как дать энциклопедические знания в раннем возрасте.

Занятия по любому из перечисленных блоков по методике Глена Домана строятся на демонстрации карточек с картинками, точками, словами. Методика проста. Специальных знаний, навыков в педагогической работе от родителей не требуется. Достаточно уделять урокам много времени, сил, быть заинтересованными в результате и не ждать успехов слишком быстро.

Основные принципы и правила обучения

Начиная заниматься с ребенком по данной методике, стоит запомнить 2 главных принципа:

  1. Главное, не количество, а качество.
  2. Другие игры и занятия никто не отменял.

Берите те темы и карточки, которые в данные момент интересны малышу и те, которые вы сможете закрепить в ближайшее время во время прогулки, игр, чтения и т.д. Кроме того, не стоит форсировать события и показывать ему карточки для детского развития по 10-15 раз в день. Ни к чему хорошему это не приведет. Вы просто перегрузите ребенка информацией, и он потеряет к ним всякий интерес.

Кроме того, обратите особое внимание на размер карточек. Объекты, изображенные на них, должны быть большими и красочными, поэтому лучше, если их будет меньше

Плюсы и минусы методики

Казалось бы, методика Глена Домана дает отличные результаты, используется в США более 60 лет, значит, точно должна оцениваться педагогами, врачами, родителями положительно. Но нет, в методике известного нейрофизиолога находят не только плюсы, но и минусы. Как воспринимать точку зрения специалистов, решать вам.

Плюсы

Если рассматривать метод Домана как старт к успешному развитию интеллекта у ребенка раннего возраста, то выделяются следующие преимущества:

  1. Начинать уроки по чтению, приобретению разноплановых знаний о мире, счету можно с грудничкового возраста, даже с 2–3 месяцев. В итоге детсадовец овладеет школьными знаниями задолго до первого класса. Например, игра “Предлоги” помогает расширить кругозор и увеличить словарный запас.
  2. Мама и папа проводят много времени с малышом, занимаются его развитием постоянно.
  3. Ребенок ежедневно узнает огромное количество информации. Если применять карточки по чтению, счету и развитию кругозора с раннего возраста, то по уровню интеллекта, ассоциативного мышления дошкольник обгонит своих сверстников.
  4. Благодаря вниманию к физическим упражнениям, малыши учатся выполнять массу новых движений. Это сказывается на их физподготовке, здоровье в целом.
  5. В процессе рассматривания карточек с картинками, словами ребенок активно развивает зрительную память. Слушая, как мама произносит названия предметов, — слуховую.
  6. Малыши учатся быстро. На показ пары карточек уходит несколько секунд. Метод Домана отменяет скучное сидение за столом с учителем, наглядные пособия можно демонстрировать в любом месте: на улице, дома, в кроватке, во время еды.

Рассматривать систему американского нейрофизиолога как механическое перекладывание картинок-бормоталок с места на место, демонстрацию без цели нельзя. Если уделять обучению достаточное количество времени, ребенок получит толчок к развитию интеллекта, совершит работу над собой.

Например, рассматривая овощи и фрукты, детсадовцы получают наглядное представление о плодах разной величины, цвете, назначении. Подкрепляйте теорию практикой: рассказывайте, что в супе сегодня картофель, а на полдник десерт из клубники. Разноплановое преподнесение связанной между собой информации даст положительный результат.

Минусы

Отрицательных моментов не меньше, чем положительных:

  1. В процессе обучения ребенок пассивен. Ему не нужно «добывать» информацию, делать выводы, анализировать. Родители приносят ему все на «блюдечке». Пассивность которая присутствует в “чтении с пелёнок” сказывается на дальнейшем обучении в школе, притупляется любознательность, познавательная активность.
  2. Курс занятий не учитывает индивидуальные потребности ребенка, его интересы на данный момент. Все дети занимаются по единой программе.
  3. Младенец не развивает творческий потенциал. Не играет в игрушки, не лепит, не поет, не рисует.
  4. Насыщенность курса слишком высока для маленьких детей. Выдержать такую нагрузку могут далеко не все дошкольники, а тем более груднички.
  5. Методика построена на механической зрительной и слуховой памяти. Остальные органы чувств не задействованы.
  6. Родители, по задумке Домана, должны сконцентрироваться на показе карточек. Играть с маленьким почемучкой, читать, разговаривать некогда. Из процесса воспитания маленькой личности автоматически выбрасывается эстетическая, моральная составляющая.

Особенно негативно к системе обучения по Доману относятся невропатологи. Врачи выступают против раннего развития детей, считая такие занятия причиной энуреза, тиков, депрессий, навязчивых движений. То есть усердие родителей приводит к отклонениям в психическом здоровье в худшую сторону. Это мнение трудно доказать, но опровергнуть тоже нельзя.

Принципы обучения

После рождения возможности ребенка постоянно и очень стремительно расширяются. Однако это возможно лишь в том случае, если с ним заниматься регулярно и правильно. Создатель методики раннего развития считает, что мозг способен интенсивно развиваться только при регулярных нагрузках.

Но этот процесс обладает неравномерностью. Поэтому, согласно системе, детям младше 3 лет нужно передать как можно больше информации, а в последующие годы (до 6 лет) знания нужно закреплять и постепенно дополнять их новыми.

Обучению по Доману основывается на таких принципах:

  1. Занятия с раннего возраста. Приступать к развитию интеллектуальных способностей и моторики у детей нужно сразу после их рождения. Каждый день малыш должен совершать физические упражнения. Родители должны стимулировать его к хватанию, ползанию, стоянию и переворачиванию. Развитие интеллекта происходит с помощью специальных уроков с тематическими карточками (картинками и цифрами), которые нужно показывать ребенку. Такое визуальное воздействие позволяет быстро внушить ребенку максимум информации. Можно скачать карточки Домана бесплатно или смотреть их онлайн, зайдя на соответствующее имя домена. При отсутствии доступа к интернету, их можно изготовить своими руками в домашних условиях.
  2. Систематичность занятий. Методика Домана предполагает каждодневные занятия, без пропусков. Только в этой ситуации мозг ребенка сможет полноценно развиваться.
  3. Заинтересованность. Начать занятие можно только в том случае, если сам малыш сильно в них заинтересован. Если у ребенка есть какой-либо дискомфорт, к занятиям лучше вернуться спустя 2−3 часа. Если это происходит регулярно, то с уроками частить не следует, иначе чадо начнет относиться к ним негативно.
  4. Обеспечение условий. Каждая карта Домана — обязательный элемент программы. На них изображены буквы или целые слова для чтения, цифры, позволяющие развивать счет и склонность к математике и прочие символы. По мере занятий сложность изображений возрастает.

Топ-9 популярных способов детской манипуляции

Получение энциклопедических знаний по Доману

Развивать ребёнка нужно постоянно, как считал Доман, цель жизни и заключается в получении знаний. Информационные материалы состоят из так называемых «битов интеллекта», который представляет собой какой-то определённый факт.

Карточки для развития ребёнка помогают получать глубокие и разносторонние знания, если:

  • каждый элемент изображения виден отчётливо;
  • на карте изображён лишь один предмет;
  • родитель проговаривают название каждого предмета;
  • прежде это изображение было неизвестно ребёнку;
  • карта довольно большая;
  • она чистая, без шумовых изображений или грязи.

Формирование энциклопедических знаний происходит следующим образом: мама демонстрирует ребёнку карточку на 2 секунды, чётко произнося название или описание изображения.

Глен Доман считал, что подобная техника направлена на развитие скорости нервной реакции. И если поначалу ребёнок ничего не понимает, то затем (при условии регулярности занятий) у него появляется более скоростное запоминание и фотографическая память.

Первоначально нужно демонстрировать трижды в сутки по 10 карточек, потом понемногу количество демонстрируемых карт увеличивается до 120. Как только картинка будет просмотрена 30 раз, её следует заменять новой. Следовательно, маме нужно вести отчёт, сколько каждая карта показывалась.

Учим ребёнка считать по Доману

Согласно методике Глена Домана, родители и дети считают по-разному: взрослый человек представляет себе конкретную цифру, а малыш видит количество яблок, конфет и пр.

Вот почему на карточках, которые будут демонстрироваться ребёнку, автор изображал не цифры, а красные точки, которые соответствуют этому числу. Так детям будет проще учиться счёту.

Демонстрационный материал состоит из белых карточек, размер которых примерно 27 на 27 сантиметров. Диаметр красных кружочков составляет чуть меньше 2 сантиметров. Потребуется 100 подобных карточек, на которых будут располагаться от 1 до 100 кружков.

Обучение счёту напоминает привитие навыка чтения и включает следующие действия:

  • ребёнку показывают быстро карточки с кружками;
  • занятие состоит из трёх сеансов по 5 карточек;
  • каждый день нужно добавлять две новые карточки и удалять из сеанса 2 карточки со знакомыми цифрами;
  • затем взрослый вводит дополнительные картинки с большим количеством кружков и увеличивает их число.

Метод счёта Домана предполагает, что если ребёнок будет смотреть регулярно карточки с изображёнными кружочками, то совсем скоро он научится устанавливать количество предметов автоматически. Это позволит ему выполнять математические операции с большими числами.

Рекомендации по проведению занятий

На первом этапе проведения обучения крайне важно, чтобы ребенок доверял родителю и он мог привлечь его внимание. Во время первых занятий по методике Домана можно не только показать карточку с изображением, но и для наглядности игрушку. Далее следует только называть предмет, не вдаваясь в комментарии

Спустя время необходимо объединять карточки в одну категорию, чтобы развивать у малыша логическое восприятие

Далее следует только называть предмет, не вдаваясь в комментарии. Спустя время необходимо объединять карточки в одну категорию, чтобы развивать у малыша логическое восприятие.

Не стоит проводить обучение по карточкам, принуждая к этому малыша. Если родители видят, что ему это не интересно, лучше всего отложить занятия. Положительный результат обучения по методике будет только в том случае, если малышу интересна получаемая информация, а родителям интересно учить ребенка.

С возрастом упражнения можно будет усложнять. Трехлетний ребенок справиться с заданием по поиску предмета, а четырехлетний сможет составить рассказ, используя несколько карточек. Также можно попросить малыша нарисовать изображения по словам из карточек.

Обучение следует проводить вместе с малышом, так как ему важно слышать родительский голос и видеть реакцию близких. Если прикрепить карточку на кроватке или на доске для рисования, со временем результат будет, но присутствие родителей или других членов семьи во время занятий улучшает эффективность методики в несколько раз

Хотя одним из принципов методики Глена Домана является то, что первые занятия по карточкам можно проводить с трехмесячного возраста, при этом врач-нейрофизиолог рекомендует излишне не нагружать ребенка

До года следует ограничиться демонстрацией карточек и произношением названия предмета, поскольку полностью сконцентрировать внимание крохи не удастся. Однако и откладывать обучение не стоит, у малышей с года начинает наблюдаться активный рост головного мозга, который прекращается к шести годам, после чего малыш просто усваивает новые знания

Методика рассчитана на то, чтобы использоваться с рождения и до 6 лет, когда ребенок может усваивать наибольшее количество информации.

Со временем можно проводить упражнения следующим образом — мама говорит крохе слово, а он ищет его изображение среди карточек. Также можно попросить малыша найти написанный предмет в доме, среди игрушек, если это часть тела, то показать на себе.

Карточки лучше всего подписать с обратной стороны, чтобы не прерывать просмотр карточки, когда нужно посмотреть, что на ней написано или нарисовано.

Серию карточек следует демонстрировать не чаще 3 раз в день. При желании можно в течении дня показывать и другие карточки, главное, чтобы малышу было интересно и он не отвлекался при их изучении.

В чем суть методики Домана?

Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические, на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных, потом овощи, транспорт.

Кроме энциклопедических карточек существуют карточки для обучения счету (KoroBoom, My-shop)

и карточки для обучения чтению (KoroBoom, My-shop).

Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по большому комплекту «Вундеркинд с пеленок». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ. При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector