Семейное образование. мамочки у которых дети получают домашнее образование поделитесь опытом, пожалуйста

5 преимуществ экстерната

1. Больше времени

Время — ценный ресурс. Многие ученики 10 и 11 классов жалуются, что в обычной средней школе время тратится впустую. Программу обоих классов можно пройти за год и быстрее поступить в вуз. 

Плюс экстерната состоит в том, что он позволяет получить аттестат раньше сверстников. А чем раньше человек поступает в университет, тем больше у него шансов найти работу мечты. Ведь если на 2–3 курсе понял, что выбранная специальность не подходит, можно без колебаний перевестись на другую. И если не удалось поступить с первого раза, например, не хватило пары баллов до бюджета, есть возможность попробовать через год.

Экстернат дарит минимум один год в запасе, а выигранное время становится конкурентным преимуществом. А если не хочется торопиться с поступлением — можно потратить сэкономленный год на подработку, поиск себя и путешествия. Такая практика (gap year) очень популярна на Западе, так как позволяет принять взвешенное и обдуманное решение по поводу дальнейшего маршрута образования. 

2. Больше свободы

Большинство обычных старшеклассников понятия не имеют, чем хотят заниматься в будущем. К сожалению, традиционная школа не нацелена на то, чтобы выявлять предрасположенности детей. Экстернат же помогает определиться с жизненными целями и сконцентрироваться на их достижении. Экстерны могут делать упор на интересные для себя предметы, которые пригодятся им в будущем.  

Существуют экстернаты, предлагающие раннее профильное обучение. Так, в «Экстернате Фоксфорда» индивидуальные образовательные маршруты строятся уже с пятого класса. А значит, ребёнок уже в 11–12 лет может углублять знания в любимых предметах и изучать то, к чему лежит душа. 

Например, ученик «Экстерната Фоксфорда» Семён Константинов уже в пятом классе определился с целями на будущее — «окончить школу до 15 лет, стать биологом или генетиком и объездить весь мир». Семён использует все плюсы экстерната и успешно двигается в намеченном направлении, хотя перешёл пока что только в шестой класс. 

3. Больше эффективности

В обычном классе средней школы около 30 человек. И когда преподаватель разъясняет что-то тем, кто не понял с первого раза, остальные теряют концентрацию и начинают скучать. На экстернате ни одна минута не проходит зря — ребёнок учит то, что нужно именно ему

Это очень важное преимущество экстерната как для детей, так и для родителей

Экстерны отмечают, что при самостоятельном освоении программы учёба занимает меньше времени. Подросткам не нужно отсиживать семь уроков в душном классе, а потом допоздна делать домашние работы. Ученик «Экстерната Фоксфорда» Василий Полторацкий рассказывает, что большим плюсом экстерната для него стала возможность самостоятельно регулировать нагрузку. 

4. Больше увлечений

Благодаря гибкому графику и оптимизации нагрузки, экстерны успевают уделять время хобби. Например, ученица «Экстерната Фоксфорда» Алина Ахаева — вице-чемпион Московской области по тхэквондо. На вопрос, как ей удаётся совмещать занятия и спорт, Алина отвечает: всё дело в экстернате. 

5. Больше мотивации

Средняя школа требует от детей «унифицированности». Решать задачи так, как показали на уроке. Писать строго на этой строке. Отсчитывать четыре клетки вниз, две сбоку. Как результат — у школьников нет мотивации проявлять креативность и выходить за рамки привычного мышления. Многие школьники не привыкли думать не по схеме или находить нестандартные решения. Ведь любая ошибка или даже помарка приведёт к снижению балла. 

Экстерны, как правило, более смелые, самостоятельные и умеющие размышлять. Свобода в образовании и отсутствие пугающей перспективы «двойки» подогревает тягу к знаниям. 

<<Форма семейного образования>>

«Школа лучше»: мнение против домашнего обучения

директор частной школы и детского сада «Школа Наследие», детский психолог

— Если говорить о том, что лучше — школа или домашнее обучение, однозначного ответа нет: везде есть свои нюансы, каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Но все-таки школа, по моему мнению, лучше. И здесь лишь вопрос: «Какая именно?» У каждой ступени школы есть свои особенности, поэтому можно рассматривать и комбинированное обучение (когда ребенок учится в школе, а потом переходит на домашнее обучение). Но начало пути точно должно быть в школе

Для ребенка важно пойти в 1 класс, потому что в это время формируется учебный мотив, опираясь на который дети осваивают навыки обучения. К тому же память об этом событии остается навсегда: каждый человек помнит 1 сентября, линейку, цветы и ощущения праздника

До 9 лет (примерно до 3 класса), исходя из исследования А.Н.Леонтьева (советский психолог, философ и педагог, — прим. BeautyHack.ru), развитие ведет за собой обучение. То есть развитие является первостепенным, а обучение станет ведущим позднее. И этого можно добиться только в школе. На домашнем обучении, даже если к ребенку приходит учитель, все равно остается атмосфера «дома», а во главе остаются правила поведения и приоритеты семьи. Дома ребенок будет ориентироваться на ожидания родителей, пытаться оправдать их и, по моему мнению, не имеет времени исправить ошибку. Весь процесс обучения сводится к «здесь и теперь». В школе у ребенка есть возможность самостоятельно решать вопросы, планировать свое поведение, отвечать за свои поступки. И в этом заключается его развитие.

С 4 по 9 классы начинается основная школа, где главное — обучение. В этот период дается база знаний по всем предметам. И ее лучше тоже получать в школе. Ведь каждый учитель по предмету «заражает» ученика любовью к своей специализации, что позволит ребенку определиться, может ли это стать делом жизни. Ни одно дистанционное обучение этого не даст. Я говорю про дистанционное обучение, потому что домашнее обучение в основной школе без него сегодня просто невозможно. И домой к ребенку не придет 10 высокопрофессиональных специалистов по разным предметам.

10-11 классы — это старшая школа. В этот период домашнее или репетиторское обучение становится распространенным явлением, и оно по желанию ученика может быть. И это понятно: нужно поступить в хороший ВУЗ, а без углубленной подготовки по выбранным предметам это невозможно.

А учить Пушкин будет?

Чтобы перейти на семейное образование, совершенно не обязательно становиться учителем самому или нанимать репетиторов по всем предметам. Помимо домашних занятий по школьной или любой иной программе — Монтессори, Реджио, с упором на «компетенции будущего», по авторским программам — можно привлечь специалистов из допобразования и сообщества «семейников». Например: 

  • Интернет-школы.
    Сейчас есть множество онлайн-школ, где можно выбрать предметы не только из общеобразовательной программы, но и по интересам.
  • Семейные школы. 
    Это инициатива нескольких семей, которые занимаются совместным обучением детей без государственной лицензии. Их сильная сторона в том, что они часто вступают в обоюдовыгодное партнерство с частными школами, которые помогают с экзаменами и аттестацией.
  • Сообщества СО.
    Объединения родителей, которые в зависимости от интересов могут вскладчину оплачивать педагогов или онлайн-курсы, совместно решать вопрос аттестации и другие насущные проблемы.

Эти варианты не только упрощают жизнь родителям, но и выполняют еще одну важную функцию, которую обычно дает детям школа, — функцию социализации. Кроме того, общение внутри сообщества необходимо и самим родителям. У родителей на СО нередки психологические сложности, в том числе неприятие их выбора основным окружением, и потому возможность поделиться опытом с понимающими людьми — особенно ценно. 

Пройти аттестацию

Самая очевидная проблема — это аттестация. Чтобы получить аттестат об окончании школы, ребенок должен доказать государству, что он действительно освоил программу. Нынешняя ситуация с аттестацией в России напоминает известный анекдот: «Он очень строго спрашивал пропуск, но если пропуска не было, то пропускал и так».

Если родители захотят аттестовать ребенка в соседней государственной школе, то, скорее всего, там потребуют написать множество контрольных работ и тестирований по неясному графику в неудобное время. Во всяком случае, так было у моих знакомых. Все они отказались от взаимодействия с государственными школами и перешли на аттестацию в платные центры разной степени сложности. Аттестация в государственной школе хотя и была бесплатной, но требовала слишком много сил и оказывалась дороже. Основываясь на опыте других родителей, я даже не стал пытаться и сразу обратился в частную дистанционную школу.

Фото: Виктория Бородинова / unsplash.com

С другой стороны, наше законодательство несовершенно и позволяет вообще игнорировать эти требования школ. Дети, обучающиеся дома, могут вообще ничего не сдавать. Достаточно просто прийти на итоговую аттестацию в конце 4-го, 9-го и 11-го класса. Всё. 

«Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» гласит: 

Обучающиеся, освоившие образовательную программу основного общего образования в форме семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного общего образования, вправе пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность». 

Хотя другие документы допускают двоякое толкование, ряду родителей удается настоять на своей обязанности сдавать только заключительные классы.

Давайте я поясню простыми словами. Я могу прямо сейчас взять всех моих четырех дочерей и отправить сдавать аттестацию сначала за 4-й, а потом сразу за 9-й класс. Вообще не проходя школьный курс.

Ведь сдача итогового экзамена гораздо проще промежуточной аттестации. Если организация достаточно дружественная, то детям достаточно будет удаленно, без камер, пройти тесты за предметы 9-го класса. А после этого очно написать обязательные ОГЭ по русскому и математике хотя бы на тройку с минусом. И все, аттестат об окончании школы готов.

Я думаю, что-то подобное и произошло в случае Алисы Тепляковой. В открытом доступе мало данных о ее пути, но в 5 лет 4 месяца она сдала аттестацию за 2-й класс, что, в общем-то, не такая большая проблема. Но уже в семь лет она успела получить аттестат за 9-й класс и заодно закончить программу 11 классов. А в восемь лет она сдала ЕГЭ и получила аттестат о среднем образовании. 

Понятно, что такие чудеса были бы невозможны в старом мире без тестирований и удобных форм аттестации. Но по формальному признаку к ней вопросов нет, у нее есть аттестат о среднем общем образовании. Про уровень знаний здесь речи не идет, из интервью с родителями понятно, что школьное образование они не считают чем-то важным. Для них главное — бумага, и они ее получили.

В принципе, у Алисы Тепляковой не будет проблем и с получением высшего образования. Конечно, ни о каком МГУ речи не идет, это понимают и родители, зная полученные девочкой баллы. 

Но достаточно найти вуз, где экзамены сдаются дистанционно, без систем прокторинга (видео- и аудиоконтроля). И с помощью родителей она спокойно сможет получить аттестат о высшем образовании. Правда, что делать с этим аттестатом дальше — непонятно. Работодателю нужно умение не проходить тесты, а выполнять определенную работу. А вот этого навыка такое «образование», увы, не дает.

Фото: Wolfgang Pittkowski / flickr.com

Первая проблема семейного образования — аттестация. Она слишком сложная для людей, стремящихся все делать правильно через государственную школу. Но она же слишком простая для тех, кто хочет «хакнуть» систему. И мы видим, насколько мало стоит сегодня аттестат об окончании школы (да и малоизвестного вуза тоже). Играют роль только баллы ЕГЭ по профильным предметам (конкурс для поступления) и бренд оконченного вуза (если речь об университетах первой десятки). 

В остальном получение аттестата и диплома — просто необходимая формальность. И если государство не начнет строже регулировать эту сферу, то степень профанации будет только увеличиваться.  

Причины перехода

В определенных случаях родители решают, что их школьник должен находиться на домашнем обучении. Основания могут быть разными.

К примеру, надомным способом могут учиться лишь дети, имеющие специальную справку из медучреждения. При этом перевод на семейное обучение может произойти без причины, просто по желанию семьи.

По состоянию здоровья

Для детей, имеющих определенные виды заболеваний и травм, а также детям, находящимся на реабилитации после болезни, положено домашнее обучение в школе. Показаниями для перевода могут быть соматические, неврологические, хирургические, кожные и психоневрологические виды заболеваний. Подробный список утвержден Министерством здравоохранения РФ.

Для подтверждения подобного заболевания недостаточно обычной справки от педиатра. Ребенок должен пройти медицинскую комиссию, которая дает заключение о том, что по состоянию здоровья он не может посещать учебное заведение. Если переход на надомную форму происходит из-за временной травмы или реабилитации, в справке обязательно должен быть указан период, во время которого ребенок не будет посещать занятия в школе.

Читайте нашу статью Можно ли перевести на домашнее обучение часто болеющего ребенка в 2021 году.

По желанию родителей

Родители имеют право перевести здорового ребенка на семейное обучение по собственному желанию. Для того, чтобы попасть на домашнее обучение без болезни, могут быть разные причины. К примеру, семья может часто переезжать из-за профессиональной деятельности отца или матери. Частая смена коллектива и школы может помешать даже беспроблемному, обычному ребенку получить качественные знания, поэтому семейное или дистанционное обучение становится отличным вариантом, при котором не придется каждый раз заново привыкать к преподавателям и одноклассникам.

А также родители могут быть выступать за перевод сына или дочери на семейное образование по одному или нескольким предметам из-за плохого отношения учителя. Религиозные взгляды тоже бывают основанием для того, чтобы ребенок не посещал обычное учебное заведение. Обязательным условием является то, чтобы перевода хотели не только родители, но и сам ребенок.

Если хочет ребенок

Бывают ситуации, когда ребенок сам хочет перейти на домашнее обучение. Уговорить родителей бывает непросто, однако, если они видят, что их чадо обладает уникальными талантами и при изучении стандартной школьной программы теряет интерес к учебе в целом, могут пойти ему навстречу.

Большое влияние на маму и папу оказывают и рассказы ребенка о том, что он не находит общий язык с одноклассниками или преподавателем. Это также может послужить достаточным основанием для перехода на семейное обучение.

Еще одной частой причиной является частые пропуски школы. И речь идет не о прогулах, а, к примеру, о профессиональных занятиях каким-либо видом спорта. После возврата с соревнований, которые могут длиться не одну неделю, в обычной школе ребенку приходится наверстывать пропущенный материал с параллельным изучением нового. К такой нагрузке готов не каждый ребенок. При семейном или дистанционном образовании график выстраивается в индивидуальном порядке, что помогает избежать подобных проблем.

Инициатива школы

Ситуаций, при которых школа может по собственной инициативе отправить ученика на домашнее обучение в принудительном порядке, не существует. Перевод без согласия родителей невозможен.

Однако преподаватели и школьный психолог могут рекомендовать домашнее обучение по той или иной причине. Правда, такие ситуации являются большой редкостью.

Подборка курсов
Дистанционное школьное образование с 1 по 11 класс в 2021 году
Посмотреть подборку

«Школа подходит не всем»: мнение за домашнее обучение

психолог онлайн-сервиса YouTalk

— Домашнее обучение практиковалось столетиями. И, как показала история, дети с ним успешно справлялись. Но стоит отметить, что оно длилось только до определенного возраста или до того момента, пока ученик не усвоил базовые знания. После этого ребенка, а иногда и подростка, отдавали в специальные заведения или же мастеру своего дела. Если мы говорим про возраст до 10 лет, то домашнее обучение для многих детей было бы более комфортным. Другой вопрос в том, кто и как будет заниматься с ребенком. Не всем родителям хватает терпения и времени на это. Но если родитель умеет заинтересовать свое чадо, объяснить ему спокойно и понятно, то, как показывают мои наблюдения, многие дети проходят начальную школу за 2 -3 года, а не за 4. При этом у ребенка появляется много свободного времени, чтобы заниматься интересными делами, а не тратить его на уроки.

К тому же, на мой взгляд, требования в начальных классах школы не всегда корректны и полезны. Все эти «две клеточки вниз, три клеточки отступить», «писать только синей шариковой ручкой» отвлекают ребенка от сути того, что он пишет или считает.

В домашнем обучении этих требований нет: ребенок может писать любой ручкой, а, если хочет, и карандашом. Он может не отступать клеточки, писать не только в тетради, но и в альбоме, на доске. А это же такой хороший элемент творчества и игры! И именно в игре ребенок учится быстрее.

Также дети на домашнем обучении (и их родители) обычно быстрее понимают, чем хотят заниматься в жизни, у них быстрее формируются цели. Это происходит из-за того, что ярче видно, какой предмет нравится ребенку, а какой нет. И есть возможность этот предмет изучать более основательно и широко. Часто у таких детей более четкие цели, больше ответственности, нет страха высказывать свое мнение, где-то спорить, нестандартно мыслить. Дети становятся более свободными, независимыми.

Конечно, все очень индивидуально. Но с психологической точки зрения можно выделить следующие главные плюсы домашнего обучения:

  • сниженный уровень стрессовый нагрузки, связанной с отсутствием возможного конфликтного взаимодействия внутри коллектива (буллинг),
  • возможность организации ритма обучения, основанного на индивидуальных особенностях нервной системы ребенка.

К минусам можно отнести только один нюанс — изоляция ребенка. Но это случается только при отсутствии включенности в детские коллективы и встречается редко.

Как перейти на домашнее обучение в школе. Рекомендации

   Итак, вы уже знаете домашнее обучение в школе, что это такое, какие есть варианты, как эти варианты соотносятся с законом, и вы после анализа ситуации приняли решение перевести ребенка на домашнее обучение. Рассмотрим один вариант – семейное образование. Однако основные принципы за исключением сбора медицинских документов при переходе именно на домашнее обучение, работают при переходе на любой из действующих вариантов.

Прежде всего, нужно найти школу, в которой принято положение об образовании в семье. Образец такого документа можно скачать для ознакомления здесь. Не факт, что ближайшая к вам школа поддерживает семейное образование. Лучшим вариантом будет обратиться в департамент образования вашего района, в котором доподлинно известны школы района, с которыми возможно заключить договор о семейном образовании.
 Затем вам следует:

  • собрать необходимые документы (список взять в департаменте образования);
  • написать заявление на имя директора школы о переводе на семейное обучение в свободной форме, но сошлитесь на закон № 273, принятый 29 декабря 2012 года “Об образовании в Российской Федерации”.

Заявление можно написать и в департамент образования, поскольку и комиссия по решению вопроса создается на базе департамента, да и директора школ не очень любят брать на себя ответственность.

Ваше заявление будет рассмотрено комиссией, которую соберет департамент образования. Родителей с ребенком могут пригласить на заседание комиссии. По итогам рассмотрения будет вынесено решение.

Внимание Если ваш ребенок уже учился в школе, и вы решили перевести его на семейное обучение, но в другую школу, вас могут попытаться заставить написать заявление об исключении из школы, которую вы оставляете. Нет юридических оснований для написания такого заявления

А вдруг вы передумаете и решите вернуть ребенка на очное обучение и оставляемая школа самая удобная для вашего ребенка.

Если решение комиссии положительное, необходимо составить договор о семейном образовании с администрацией школы (образец скачайте здесь). Все действия желательно выполнить в летнее время до начала нового учебного года.

Важно Следует иметь в виду, что администрация школы имеет право расторгнуть подписанный договор в случае плохих результатов аттестации.

Возможность расторжения договора должна стимулировать родителей выполнять взятые на себя обязательства по образованию ребенка.

К сведениюПри переходе на семейное образование “Положением о получении образования в семье” предполагается финансовая помощь (чаще всего это 500 рублей в месяц – стоит узнать в департаменте образования, поскольку сумма в регионах разная) и бесплатное обеспечение учебниками из школьной библиотеки.

Эпоха гувернёров

Новаторство Петра I коснулось всех сфер жизни, в том числе образования. Правитель увидел нарастающую потребность государства в образованных служащих и начал действовать.

  • Открыл лицеи и другие учебные заведения среднего и высшего звена. Заниматься там могли только дворянские дети. При поступлении они должны были уметь читать, писать и считать, то есть получить в домашних условиях начальное образование.
  • Ввёл принцип занятия должностей за высокие профессиональные качества и выслугу перед государством. Образованные люди получили возможность продвижения по карьерной лестнице.

Петра I сформировал потребность в качественном образовании, в том числе семейном. Дворяне, ратующие о будущем своих чад, стали массово приглашать иностранных учителей. Началась эпоха гувернёров в обучении дворянских детей.

Гувернёр (от французского gouverner — «управитель») — нанятый воспитатель, который в отличие от няни, занимался с детьми определёнными дисциплинами. Для младших это был счёт и грамота, подросткам преподавали иностранные языки, историю, географию, физику, астрономию, арифметику, геометрию, русскую словесность, рисование и музыку.

Набор предметов часто носил прикладной характер, чтобы применять знания в реальной жизни. Мальчиков учили военным наукам, чтобы поступить на службу, а также архитектуре, чтобы периодически перестраивать усадьбу. Девочек приучали к рукоделию и домоводству.


Жан Батист Симеон Шарден, «Гувернантка», 1739 год‍

Важным условием домашнего образования являлся дух семейного уклада. В наставники старались брать тех, кто мог стать для ребёнка примером для подражания. Гувернёром в своё время работал поэт Василий Жуковский и баснописец Иван Крылов.

Что касается обучения крестьянских детей, то в условиях крепостной зависимости потребности в академических знаниях у них не было. Ребёнок с рождения включался в быт и хозяйство семьи. Некоторые получали азы грамотности в церковно-приходских школах, но большинство просто впитывали народную мудрость.

Что такое семейное обучение

Семейное обучение (СО) — это форма получения образования, при которой школьная программа осваивается без посещения школы. Чаще всего ребёнок изучает всё дома, сам или с помощью репетиторов и интернет-ресурсов, а за качество его знаний отвечают родители. 

<<Форма демодоступа>>

Переход на семейное обучение производится в три этапа:

  1. Уведомление органов управления образования. 
  2. Отчисление из контингента школы. 
  3. Прикрепление к образовательной организации для аттестаций в качестве экстерна.

Родители на СО могут выбирать, как организовать учебный процесс: преподавать детям самостоятельно, нанять репетиторов или подключить альтернативную школу. Кроме программы по ФГОС, можно изучать любые предметы, которые нравятся ребёнку.

Семейное обучение лучше всего подойдёт: 

  • юным спортсменам;
  • начинающим артистам;
  • путешественникам;
  • отличникам;
  • детям, которые не любят школу;
  • детям с инвалидностью.

Для сдачи промежуточных и итоговых аттестаций необходимо поступить в контингент лицензированной и аккредитованной школы. Когда это происходит, ребёнок становится экстерном и приобретает равные с остальными школьниками права и обязанности. Сроки и форма аттестаций устанавливаются образовательными организациями. Для получения аттестата об основном общем образовании (9 классов) необходимо сдать общий государственный экзамен (ОГЭ). Это обязанность всех граждан России. Далее можно продолжить обучение в 10-11 классах и получить среднее общее образование. Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» помогает в организации учебного процесса с 1 по 11 класс. Помимо изучения необходимых для аттестации дисциплин, дети могут развивать свои сильные стороны в рамках индивидуальных образовательных маршрутов. Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других вузов. Следить за успеваемостью и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.  

Отличия семейного обучения от самообразования

Семейное обучение — для ребят с 1 по 9 класс. Самообразование — это также форма получения образования вне школы, только для старшеклассников, в 10 и 11 классах.  Если с 1 по 9 класс уведомление о переходе на семейное образование подают родители, то в старшей школе решение при переходе на домашнее обучение в большей степени опираются на мнение подростка. От родителей требуется лишь официальное согласие. 

Отличия семейного образования от домашнего

Семейное и домашнее образование являются почти синонимами. Иногда возникает путаница с ещё одним термином «надомное обучение». Это способ организации учебного процесса для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Школьные учителя приходят на дом или в лечебное учреждение либо занимаются с ребёнком дистанционно. С юридической точки зрения надомное обучение не является формой получения образования, а вот семейное (домашнее) — является. 

Все грани свободы

Семейное образование — понятие очень широкое. Оно включает в себя самые разные форматы и методики обучения.

В России семейное образование чаще всего выбирают по следующим причинам:

  • Неудовлетворенность школьным образованием — 52 процента родителей.
    Школа нерационально расходует время на изучение предметов, не обеспечивает достаточного качества образования.
  • Психологические проблемы у ребенка — 38 процентов родителей. 
    Потеря мотивации к обучению, сложности в адаптации к школе, трудности в взаимодействии с одноклассниками, с учителями и администрацией.
  • Проблемы со здоровьем ребенка — 5 процентов родителей.

«Решение перейти на СО — всегда индивидуальная история, — уточняет Виктория, — кто-то растит профессионального спортсмена, и у него физически нет столько времени на общеобразовательные предметы. У кого-то ребенок в 10 лет увлекается квантовой наукой, готов сдавать физику за 10 класс, но плохо пишет, поскольку сегодня этот навык все меньше используется в обычной жизни. А кто-то из детей просто испытывает постоянный стресс от критики, сравнений, и давления со стороны учителей».

Экстернат в школе: что это и кому могут дать

Конституция РФ гарантирует гражданам страны получение бесплатного школьного образования. Но случается, что в семье возникают «внештатные» ситуации: школьник серьезно заболел и будет долго лечиться, необходимо переехать, отправиться на соревнования и так далее — обо всех переменах в первую очередь нужно сообщать классному руководителю. И вместе с педагогом родители выбирают дальнейший формат обучения для ребенка.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ отсутствует такая форма обучения, как экстернат. Вместо этого документ предусматривает обучение в форме семейного образования и самообразования. По этой причине экстернат является не формой получения образования, а формой прохождения аттестации. Таким образом, сейчас экстернат — это вид аттестации после самостоятельного изучения образовательных программ по разным предметам. 

Цель экстерната — освободить детей от посещения всех уроков в школе. Дети экономят время на занятиях, но получают достойное и полноценное образование. Ученики за короткое время изучают и усваивают максимальное количество информации. Дети учатся самостоятельно (на домашнем образовании или самообразовании), а учителя проводят аттестацию и следят за степенью усвоения предметов. 

В привычном понимании экстернат — это досрочное прохождение обучения. В современной школе такое возможно, но не во всех классах. Так, завершить 11 класс досрочно не получится, поскольку он является аттестационным.

В соответствии с законом об образовании школьник любого возраста может высказать желание о переходе на экстернат. Если образовательная организация, имеющая разрешение переводить на экстернат, отказывает в этом из-за возраста ученика, она нарушает его право на образование. 

Экстернат подходит тем детям, которые увлечены спортом, творчеством, часто отлучаются из дома на сборы и конкурсы; тем, кто часто уезжает с родителями или меняет место жительства по разным обстоятельствам

Переходя на экстернат, ребенок освобождает время для любимого и важного занятия и не испытывает стресса при переходе в новую школу и новый коллектив

Экстернат также станет настоящим спасением для тех, у кого не выходит получать хорошие оценки в школе. Случается, что педагоги и ученики не находят общего языка, учителя не обнаруживают слабые (как и сильные) стороны у ребенка, в итоге его успеваемость снижается. Для многих в таком случае будет проще учиться на экстернате.

Может показаться странным, но экстернат подходит и для одаренных детей. Несмотря на то, что они учатся постоянно и им это нравится (школа, кружки, секции, занятия дома — чередой и без перерыва), иногда им нужно побыть одним, а не находиться все время в коллективе. Психологи отмечают, что вундеркинду может подойти смешанная система обучения: например, год в классе, год дома. Но только смелые и ответственные родители смогут грамотно организовать обучение ребенка по такой схеме.

Экстернат может стать спасением для детей с ослабленным здоровьем; гиперактивных; тех, кого не любят и даже травят в школе; тех, кто сам является источником конфликтов.

Какой итог?

Пока итоги нашего семейного обучения радуют. Дочь хорошо закончила школу, стала гораздо спокойнее, она высыпалась все эти дни, не нервничала, занималась своими делами, учебой, спортом, музыкой.

Она не превратилась в ленивое чудовище, не отупела и не потеряла социальные навыки.

Что хочу сказать… Если у ребенка нет никаких увлечений, дополнительных занятий, спортивных или музыкальных школ, кружков , секций, возможно ему не понравится на семейном обучении. Ему просто нечем заняться будет.

И еще. Если не чувствуете в себе силы и не верите в своего ребенка — может быть, лучше пока забыть о семейном обучении. Но тут я не советчик. Все очень индивидуально.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector